Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание системы школьного наставничества.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.
План работы с молодыми специалистами на 2019 - 2020 учебный год
О работе наставника Васиной Н.И. с молодым специалистом Герасиной Татьяной Олеговной
О работе наставника Роговенко М.В. с молодым специалистом Костаргиной Еленой Владимировной
Мероприятия по планированию, организации и содержанию деятельности
Планируемые мероприятия |
Срок исполнения |
|
сентябрь
сентябрь октябрь
|
|
Ноябрь В течение года
|
|
В течение года Март |
|
Май
Май Январь |
|
Сентябрь |
|
Октябрь
|
|
Декабрь |
|
январь |
|
Февраль
В течение года |
О работе наставника Елизаровой Н.П. с молодым специалистом Самсоновой Ингой Владимировной
В нашу школу в 2016-2017 учебном году пришел работать молодой специалист: Самсонова Инга Владимировна. Её работе уделялось особое внимание со стороны администрации школы, педагога - наставника. Для работы с Ингой Владимировной были определены задачи:
- формировать у молодого учителя потребности в непрерывном образовании;
- помогать учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс;
- способствовать формированию у педагога индивидуального стиля творческой деятельности;
- создать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков;
- привить интерес к педагогической деятельности;
- ускорить процесс профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности;
- раскрыть роль специалиста – педагога в системе работы с учениками и родителями.
Самсоновой Инге Владимировне была определена нагрузка 18 часов английского языка в 2 - 8 классах.
Наставником Елизаровой Надеждой Петровной в соответствии с планом школы был составлен в начале года план работы с молодым специалистом. В него входили заседания, индивидуальные консультации, теоретические занятия, методические рекомендации и советы, посещение уроков, изучение нормативно-правовой базы.
Были организованы теоретические занятия по вопросам:
- ведение школьной документации,
- постановка задач урока,
- составление рабочих программ, календарно-тематического планирования,
- соблюдение на уроке санитарно-гигиенических требований к обучению школьников,
- самоанализ урока,
- методические требования к современному уроку,
- ошибки начинающего педагога.
В период с сентября по май было посещено 12 уроков, Инга Владимировна посетила у наставника 6 уроков. Уроки молодого учителя соответствовали учебным программам и календарному планированию, учитывались возрастные особенности учащихся. Но недостаточно использовался индивидуальный подход в обучении, система повторения изученного материала.
Молодому педагогу были даны рекомендации:
- стимулировать учебно-познавательную деятельность школьников, используя личностно - ориентированные технологии;
- использовать разнообразные формы и приемы организации учебной деятельности;
- осваивать новое содержание образования, образовательных стандартов нового поколения;
- совершенствовать деятельность по организации контроля и оценки качества преподавания предметов.
Молодой педагог принимает участие в различных конкурсах и конференциях. Так в октябре 2016 Инга Владимировна была награждена дипломом за участие в районной выставке декоративно-прикладного творчества "Творение рук золотых", проходящих в рамках районного фестиваля национальных культур. В апреле 2017 года Инге Владимировне был вручен сертификат участника VI Всероссийского социокультурного проекта (с международным участием) "Неделя межнационального взаимодействия - 2107". Инга Владимировна принимала участие в кустовом смотре «Шаг в профессию» на базе Баганской средней школы№2, выступила достойно, ей было присвоено второе почетное место. Молодой специалист очень увлекла девочек кружковой работой. «Творческая мастерская» выставляла неоднократно поделки в школе, на районных выставках, ярмарках, каждый раз занимая призовые места.
Таким образом, для молодого учителя Самсоновой Инги Владимировны были созданы условия для активного включению в учебно-воспитательный процесс школы. Была оказана помощь в освоении новых педагогических технологий, в работе по самообразованию, планированию и оцениванию результатов своей профессиональной деятельности.
О работе наставника Елизаровой Н.П. с молодым специалистом с Рау Татьяной Геннадьевной
В нашу школу в 2013-2014 учебном году пришел работать молодой специалист: Рау Татьяна Геннадьевна. Её работе уделялось особое внимание со стороны администрации школы, педагога - наставника Елизаровой Н.П.
Важно отметить, что совместная работа Рау Т.Г. и Елизаровой Н.П. продолжается. Педагоги вместе готовят обучающихся к конкурсам. Так, 23 января в 8-х Сибирских детских поэтических чтениях, приуроченных к 105-летию со Дня рождения Михаила Михеева, к 120-летию со Дня рождения Ильи Мухачева и к 120-летию со Дня рождения Алексея Ачаира, Сагайдак Михаил, обучающийся 6 класса, занял 3 место в своей возрастной группе, а в конце марта в районном фестивале "Театральная Весна -2017" коллектив занял почётное третье место.